Крестовые походы были христианскими военными экспедициями, предпринятыми между 11 и 14 веками с целью отвоевать Святую Землю у мусульман. Слово крестовый поход, которое происходит от латинского слова crux («крест»), является ссылкой на библейское предписание о том, что христиане должны нести свой крест. Крестоносцы носили крест из красной ткани, нашитый на их туниках, чтобы указать, что они приняли крест и были воинами Христа.
Что стало причиной крестовых походов?
Причины крестовых походов были многочисленными и сложными, но преобладающие религиозные верования явно имели большое значение. Крестоносцы продолжили старую традицию паломничества в Святую Землю, которое часто налагалось как епитимья; однако теперь они взяли на себя двойную роль, как паломников так и воинов. Такое вооруженное паломничество считалось оправданной войной, потому что оно велось для того, чтобы вернуть священные для христиан места.
Иерусалим находился под властью мусульман с 7-го века, но паломничество не прекращалось до 11-го века, когда турки-сельджуки начали мешать христианским паломникам. Для христиан само название Иерусалима вызывало видения конца времен и небесного града. Помочь спасти Святую Землю являлось мечтой христианского рыцаря. Папская поддержка и предложение индульгенций побудили тысячи людей присоединиться к делу.
Политические соображения также были важны. Крестовые походы были ответом на призывы о помощи со стороны Византийской империи, которой угрожало наступление турок-сельджуков. 1071 год ознаменовался как взятием Иерусалима, так и решительным поражением византийской армии при Манцикерте, что вызвало страх перед дальнейшими турецкими победами. Кроме того, основным мотивом была надежда папства на воссоединение Востока и Запада, жажда знати получить землю во время неурожая, так же крестовые походы стали альтернативой войны внутри Европы.
Крестовые походы были так же результатом экономических обстоятельств. Многих участников манили сказочные богатства Востока; поход за границу привлекал как средство спасения от давления феодального общества, в котором младшие сыновья в семье часто не могли рассчитывать на наследство своих отцов. В более широком масштабе крупные европейские державы и растущие итальянские города (Генуя, Пиза и Венеция) рассматривали крестовые походы как средство установления и расширения торговых путей.
Первый крестовый поход (1096-99)
Первый крестовый поход был объявлен папой Урбаном II на соборе в Клермоне, во Франции, 27 ноября 1095 года. Урбан говорил о необходимости помочь христианскому Востоку и остановить осквернение святых мест, а также указал на моральный долг сохранять «Мир Божий» дома. Он призвал добровольцев отправиться в Иерусалим и пообещал в качестве поощрения освобождение от церковных епитимий. Реакция была грандиозной. С криком Deus vult! («На то воля Божья!») тысячи людей приняли крест. Группы плохо вооруженных паломников, в большинстве своем неопытных и бедных, отправились в Константинополь под предводительством Петра Отшельника и Уолтера Нищего, еще до того, как собралась армия. Эта обезумевшая толпа начала свой поход с массовых убийств евреев в долине Рейна. Многие погибли по пути на восток, а остальные были уничтожены мусульманами, когда они пересекли Анатолию.
Основная армия, состоящая в основном из французских и нормандских рыцарей под предводительством баронов — Годфри Бульонского, Балдуина Фландрского, Раймонда Тулузского, Роберта Нормандского, Боэмунда Таранто и других, — собралась в Константинополе и отправилась в долгий, трудный поход через Анатолию. Они захватили Антиохию (3 июня 1098 года) и наконец, Иерусалим (15 июля 1099 года) в жестоких сражениях. К концу кампании вдоль сирийского и палестинского побережья были образованы четыре государства крестоносцев: графство Эдесса, Княжество Антиохия, графство Триполи и Иерусалимское королевство, где короновался Балдуин. Продолжающееся соперничество между лидерами и другими дворянами, однако, практически с самого начала подорвало любые шансы на объединение завоеванных земель.
Второй крестовый поход (1147-49)
Следующий крестовый поход имел своей непосредственной причиной потерю (1144) Эдессы мусульманами Мосула и Алеппо. Король Франции Людовик VII и немецкий король Конрад III, которым бросил вызов святой Бернард из Клариво, попытались провести отдельные армии через Анатолию. То, что от них осталось, участвовало в безуспешной осаде Дамаска. Единственным успехом этого крестового похода был захват (1147) Лиссабона, Португалия, английскими и фризскими крестоносцами, направлявшимися на Восток на корабле.
Третий крестовый поход (1188-92)
Третий крестовый поход был ответом на завоевание (1187) почти всей Палестины, включая Иерусалим, султаном Саладином, который укрепил мусульманскую власть в Месопотамии, Сирии и Египте. Среди ярких лидеров Крестового похода были король Франции Филипп II, император Священной Римской империи Фридрих I и король Англии Ричард I. Однако Фридрих утонул, направляясь в Киликию, и усилия крестоносцев потерпели крах из-за истощения и отсутствия сотрудничества. Акра была отбита (1191), но Филипп вскоре вернулся во Францию. Яффа была захвачена, главным образом, благодаря инициативе Ричарда, который также оккупировал Кипр.
Четвертый крестовый поход (1202-04)
Папа Иннокентий III попытался реорганизовать крестовые походы под папской эгидой. Но нехватка средств для оплаты проезда 10 000 крестоносцев в Венецию вынудила отвлечь большую часть французской армии. По просьбе венецианцев крестоносцы сначала напали на христианский город Зару в Далмации. Затем они отплыли, чтобы осадить Константинополь. Византийская столица пала 13 апреля 1204 года; она была разграблена — в частности, из-за сокровищ с реликвиями — и стала резиденцией латинского императора, первым правителем которого стал Балдуин, граф Фландрии. Греческая армия практически случайно отбила город в 1261 году.
Крестовые походы продолжаются
В течение 13-го века было предпринято несколько попыток возродить угасающий энтузиазм к крестовым походам. Однако мусульмане при правителях Айюбидов прочно контролировали Сирию и Палестину, и их преданность джихаду («священной войне») против европейцев укрепила их решимость. За Четвертым крестовым походом последовал трагический эпизод Крестового похода детей (1212), в ходе которого тысячи детей погибли от голода и болезней или были проданы в рабство по пути в Средиземноморье. Экспедиция под командованием папского легата пыталась нанести удар в самое сердце власти Айюбидов в Египте (Пятый крестовый поход, 1217-21). Гавань Дамиетта (Думьят) была, наконец, взята (1219), но все дальнейшие надежды, питаемые мирными предложениями мусульман и предполагаемыми пророчествами о помощи крестоносцам, были разрушены разливом Нила, который задержал продвижение крестоносцев к Каиру. Во время мирной экспедиции в Святую Землю (Шестой крестовый поход, 1228-29) император Священной Римской Империи Фридрих II договорился о возвращении важных мест паломничества (среди них Иерусалим, Вифлеем, Лидда и, возможно, Назарет) без кровопролития. Фридрих провозгласил себя королем Иерусалима, но в 1244 году город был вновь захвачен мусульманами.
Король Франции Людовик IX возглавил два крестовых похода. Первый, с 15 000 или 25 000 солдат, был направлен против Египта (Седьмой крестовый поход, 1248-54). Людовику удалось занять Дамьетту, но он был вынужден вернуть город вместе с большим выкупом, когда он и его армия были разбиты и взяты в плен. Какое-то время Людовик жил в Акко, откуда он правил побережьем в течение 4 лет (1250-54). Находясь на Востоке, он пытался заключить союз с монголами против мусульман. Вторая кампания против тунисского султана в Северной Африке (Восьмой крестовый поход, 1270 год) была столь же неудачной. Тем временем Яффа и Антиохия были потеряны мамлюкским султаном Бейбарсом (1268). Последний христианский бастион на сирийском побережье, Акко, был взят штурмом султаном в 1291 году.
В 13 веке папство все чаще использовало крестовые походы против врагов на Западе. Прецедент был создан Крестовым походом против славянских язычников вендов в Германии (1147) и предоставлением индульгенций крестоносцам для борьбы с мусульманами в Испании. За этими крестовыми походами последовали крестовые походы против альбигойцев (еретиков на юге Франции; 1209-29) и балтийских пруссаков и литовцев. Французские анжуйцы отобрали Сицилию у немецкой династии Гогенштауфенов, как крестоносцы с согласия папы. Это использование крестовых походов в качестве простого инструмента силовой политики продолжалось в 14 и 15 веках.
Результаты крестовых походов
Результаты крестовых походов трудно оценить. В религиозном плане они ужесточили отношение мусульман к христианам. В то же время среди христиан возникли сомнения в Божьей воле, церковной власти и роли папства. Религиозный пыл уступил место незаинтересованности, скептицизму и растущему законничеству (как, например, в использовании индульгенций). С другой стороны, крестовые походы стимулировали религиозный энтузиазм в широком масштабе. Они вдохновили великую литературу на латыни и национальных языках, особенно на романских. Контакты с мусульманским миром начали заменять незнание других культур и религий определенным уважением к ним. Идея насильственного обращения в веру уступила место новому акценту миссии. Петр Достопочтенный, аббат Клюни, перевел Коран на латынь (1143 год), а святой Франциск Ассизский лично пытался обратить султана Дамиетты в свою веру во время Пятого крестового похода. Позже францисканцы продолжили миссии к мусульманам.
В политическом плане крестовые походы не привели к большим изменениям. Государства крестоносцев и Латинская империя Константинополя просуществовали недолго. Только военные ордена, основанные на Востоке (госпитальеры, тамплиеры и Тевтонские рыцари), оказали заметное влияние на последующую европейскую политику. Бесконечные ссоры между соперничающими лордами в Леванте выявили фатальную слабость Запада и укрепили убеждение мусульман в том, что война может быть перенесена дальше на запад. В этом смысле Крестовые походы непосредственно привели к турецким войнам последующих столетий, в ходе которых Османская империя распространилась на Балканы и угрожала самому сердцу Европы. Сегодня сохранились только руины замков крестоносцев, свидетельствующие о присутствии рыцарей на Востоке. Было построено более 100 замков и крепостей, большинство во время оборонительной фазы после Второго крестового похода (Крак де Шевалье, замок Блан, Замок Пелерин, Маргат, Монфор).
Экономически крестовые походы наложили огромное бремя на духовенство и мирян. Растущая экономика Западной Европы была истощена из-за нехватки средств для поддержки экспедиций. Временами папство было не в состоянии эффективно поддерживать какие-либо другие потребности государства и народа. Тем не менее, крестовые походы способствовали быстрому росту денежной экономики, банковского дела и новых методов налогообложения. Расширение географического горизонта подготовило Европу к открытиям современной эпохи. Крестовые походы стимулировали торговлю, архитектуру и растущую городскую культуру, особенно во Франции и Италии, а исламская наука, философия и медицина оказали глубокое влияние на интеллектуальную жизнь на Западе. Однако большая часть этого влияния была связана с контактами с мусульманами в Испании и на Сицилии; крестоносцы на Востоке, как правило, оставались изолированными от окружающей культуры.